23 ноября в Объединенном Государственном литературном музее И. С. Тургенева города Орла открылась выставка «Александр Смородинов. Прикосновение», посвященная 60-летию со дня рождения художника.
В этом году члену Санкт-Петербургского Союза художников Александру Викторовичу Смородинову (1955-2007) исполнилось бы 60 лет, если бы не тяжелая болезнь, слишком рано отнявшая этого талантливого и самобытного живописца у искусства. Его жизнь и творческая судьба сложились так, что он умер на взлете, в расцвете своего таланта, в период работы над росписью Троице-Васильевского храма г. Орла, вдохновившей его на создание серии восхитительно чистых и светлых акварелей и станковых картин в технике масляной живописи. Александр Викторович ощущал себя тогда начинающим художником, видевшим впереди долгий творческий путь, полным энергии и задумок, сохранившихся во множестве папок с набросками будущих работ.
Орловцам Александр Викторович близок тем, что его школьные годы прошли в нашем городе, где он с юных лет увлекся рисованием, окончил детскую художественную школу, после службы в ВДВ осваивал мастерство художника-оформителя в Орловском художественном училище, выполнял свои первые монументальные работы, готовясь к поступлению в престижное среди художников-монументалистов Ленинградское высшее художественно-промышленное училище им. В. И. Мухиной.
В культурной столице под влиянием преподавателей – продолжателей традиции русской монументальной живописи Александр Викторович постигал основы профессии, изучая древнерусское искусство и современные тенденции. Эта уникальность процесса обучения, органично соединившая древние традиции и современность, позднее проявилась в его зрелом творчестве.
Ленинград, так много давший Александру Викторовичу как мастеру, всю жизнь оставался для него центром притяжения. Однако ему суждено было вернуться в Орел к нуждавшемуся в уходе больному отцу. Деньги, тяжелым трудом монументалиста заработанные на покупку мастерской, обесценились под влиянием инфляции начала 1990-х годов.
Александр Викторович обосноваться в Орле, где, как и во всей стране, экономика которой находилась в глубоком кризисе, не оказалось спроса на монументальное искусство. Но сильная ленинградская живописная школа в этот период отсутствия возможности реализовать себя как монументалиста дала новый импульс его творчеству. Как говорил Александр Викторович своим друзьям, он «Слез со стены, сам себя перековал» и перешел к станковой живописи и акварели.
Александру удалось найти мастерскую, где он в уединении создавал искусство, отражавшее его духовный мир. Художник сделал сознательный выбор между необходимостью поиска редких заказчиков росписей из среды разбогатевших в переломный для российской экономики период в пользу работы в соответствии с велением его сердца, разума и таланта.
Среди работ периода 1990-х годов обращают на себя внимание сложные по психологической напряженности сюжетные произведения с глубоким смыслом, который порой не так просто прочитать, не зная пережитого Александром Викторовичем и всей нашей страной. Его творения отразили время, ставшее тяжелым психологическим, экономическим, политическим и духовным испытанием для России. Но религиозная тематика не оставляет художника с момента копирования древнерусских росписей в Ферапонтово и Пскове, которым он занимался, обучаясь в ЛВХПУ им. В. И. Мухиной. Это отражается и в акварельных работах, и в живописных композициях.
Водораздел в творчестве А. В. Смородинова произошел в начале 2000-х годов, когда все активнее начали восстанавливаться храмы, и «церковь» стала важнейшим работодателем для художников-монументалистов. Его знакомый, протоиерей Сергий (С. Ю. Крючков) в 1999 г. был назначен настоятелем Троице-Васильевского храма г. Орла и пригласил Александра Викторовича, целенаправленно искавшего такую работу, выполнить росписи восстанавливаемого храма.
Наконец-то реализовавшееся многолетнее стремление вернуться в профессию, выполнив серьезную монументальную работу, привело к высочайшему творческому и духовному подъему, выразившись в серии эскизов и начатой росписи храма, которую, к сожалению, художнику не суждено было окончить. На этом этапе акварели, которыми Александр Викторович продолжал активно заниматься, приобрели совсем иной оттенок. Краски засияли еще сильнее, в них появилась легкость и жизнеутверждающие сюжеты.
На выставке, открывающейся в Объединенном Государственном литературном музее И. С. Тургенева, можно прикоснуться к творчеству художника, увидев лишь незначительную часть созданных им произведений, тем не менее, отражающих трагизм и триумф художественного, человеческого и духовного пути Александра Викторовича Смородинова.
Смородинов Александр Викторович (1955-2007)
Родился в Приморском крае (Россия) 9 августа 1955.
1976-1980 – учился в Орловском художественном училище (специальность художественное оформление). Диплом «Архитектурно-художественное оформление интерьера Дома культуры».
1983-1988 – учился в Ленинградском высшем художественно-промышленном училище им. В.И. Мухиной (сейчас Санкт-Петербургская государственная художественно-промышленная академия имени А. Л. Штиглица) на отделении монументальной декоративной росписи под руководством Г. Савинова, В. Леканова, В. Бушуева, Э. Войткевича. Диплом – Витраж «Наука» во Дворце культуры Ленинградского завода им. Лихачева (техника - витраж в технике свинцовой пайки из плоского цветного стекла с росписью и обжигом).
1988-1991 – участвовал в работах по монументально-декоративной росписи в г. Орле, Орловской и Липецкой областях.
1994-2001 - принимал участие в выставках Санкт-Петербургского Союза художников «Арт-Стена», «Осенняя выставка» и др., г. Санкт-Петербург.
С 1997 – член Санкт-Петербургского Союза художников по секции монументального искусства.
2000 – обратился к иконописи, расписывал Троице-Васильевский храм г. Орла.
Работы А. В. Смородинова находятся в государственных музеях и частных коллекциях в России и за рубежом.
Сайт, посвященный творчеству А. В. Смородинова art-sav.ru
Добавить комментарий