История Орловского отделения Союза художников

Богатейший пласт русской культуры сконцентрировала в своих недрах и Орловская земля. Хрестоматийно известен ее литературный феномен. Орловщина стала благодатной почвой, на которой изобразительное искусство пустило глубокие корни.
Отсюда родом русский скульптор Борис Орловский, живописец-передвижник Григорий Мясоедов, художник театра Виктор Шестаков. Орловская земля питала творчество исторического живописца Вячеслава Шварца и портретиста Николая Струнникова.
 
В декабре 1939 года в Орле было создано самостоятельное Орловское отделение Союза художников. Первоначальное его ядро составляли девять художников: К.С. Андросов, В.И. Влазнев, В.А. Дудченко, М.П. Железнов, Б.А. Крылов, И.М. Митрофанов, Н.Н. Моревский, В.П. Третьяков, Н.Н. Яськов.
Первым председателем Орловской организации Союза художников стал заслуженный работник культуры РСФСР Константин Сергеевич Андросов. (1939-1941; 1943-1958).
К началу ХХI века творческий коллектив насчитывал более семидесяти художников, среди которых:
  • народный художник СССР, лауреат Государственной премии РСФСР им. И.Е. Репина, действительный член Российской Академии художеств А.И. Курнаков;
  • народный художник России Г.Д. Калмахелидзе;
  • заслуженные художники России: Л.Н. Былинко, В.Н. Ефимов, В.Ф. Михеев, Н.Я. Силаев, И.Г. Степанов, М.С. Хабленко;
  • заслуженный деятель искусств РСФСР А.С. Хворостов;
  • заслуженные работники культуры Российской Федерации: Э.И. Галактионов, В.И. Лебедев, М.К. Никифоров, С.И. Прокопов, Н.И. Рымшин, Л.С. Топорова, О.С.Тучнина.
Произведения орловских мастеров живописи, графики, скульптуры, монументального и декоративного искусства успешно экспонируются на региональных, всероссийских, международных и зарубежных выставках.
 
Для истории Орловского края рождение Союза художников было важным событием, значительно обогатившим его культурную жизнь. Орловские художники стали инициаторами создания художественного училища (1933), областной картинной галереи (1957), художественно-графического факультета при Орловском педагогическом институте (1959).
В 1964 году в Орле открылась Детская художественная школа №1, реорганизованная в 1992 году в Школу изобразительных искусств и народных ремесел.
Через несколько лет в городе создается Детская художественная школа №2, в дальнейшем подобные школы начинают действовать во многих районах области.
Таким образом, в Орловском крае была сформирована трехступенчатая система художественного образования.
 
В послевоенное время с приходом в Союз в конце 40-х — начале 50-х годов И.Т. Борисова, В.А. Дудченко, Г.В. Дышленко, братьев А.И. и Л.И. Курнаковых наступило заметное оживление творческой жизни в Орле. В эти годы в основном развивается живопись.
Трудовой героизм людей, из руин возродивших города и поселки, из пепла поднявших деревни, растущие кварталы домов, обновленный облик Орла нашли воплощение в их произведениях.
 
Существенные изменения происходят в шестидесятые годы. Здесь можно выделить три главных момента, обусловивших особенности дальнейшего развития искусства Орловщины.
Во-первых, к этому времени большинство художников, начавших свою деятельность после войны, достигли творческой зрелости.
Во-вторых, в коллектив пришло новое пополнение в лице В.П. Басарева, К.В. Былинко, Л.Н. Былинко, Ю.А. Козленкова, И.Н. Лучининой, Р.В. Осипова, Г.И. Садовой, В.3. Симакова, И.Г. Степанова, М. С. Хабленко.
В-третьих, стимулом подъема художественной деятельности было проведение с начала шестидесятых годов зональных выставок, что способствовало процессу творческого взаимообогащения и росту профессионализма. 
 
С шестидесятых годов графика и скульптура прочно утверждаются в искусстве Орловщины.
 
Общую картину развития дополняет и театрально-декорационное искусство, которому посвятили свою деятельность А.Г. Новиков, М. А. Рохлин. В их оформлении шли спектакли на сценах разных городов страны и Орловского драматического театра имени И.С. Тургенева.
Создаются условия и для развития профессионального декоративно-прикладного искусства. При непосредственном участии художников Д. А. Кима и А. А. Травинской на комбинате бытового обслуживания стал работать керамический цех по выпуску разнообразных изделий.
Опираясь на народные традиции, сложившиеся на Орловщине, они поставили перед собой цель — создать новые образцы предметов широкого спроса, сочетающих в себе современность формы и местный колорит.
 
В семидесятые годы формируется творчество В.В. Анисимова, Н.А. Бородина, Э.И. Галактионова, С.Я. Демина, Г.Д. Калмахелидзе, Л.С. Пономаренко (Деминой), Н.И. Рымшина, Н.Я. Силаева, М.А. Шураева. Они органично влились в основной состав Союза.
Немалую роль сыграла и собственно педагогическая деятельность многих художников старшего и среднего поколения, которые стремились поддержать одаренную молодежь. При Орловской организации Союза художников РСФСР создается молодежная секция под руководством Г. Д. Калмахелидзе, образуется и молодежная творческая бригада, работавшая на предприятиях и совхозах области. Молодежь быстро набирала темп, завоевывала прочный авторитет.
 
Очередная, Четвертая зональная художественная выставка «Край черноземный», проходившая в Орле в 1974 году, стала не просто событием, а определенным историческим рубежом Орловской организации Союза художников РСФСР. Это была интересная и впечатляющая экспозиция по результативности творческих групп, количеству новых имен, качественному уровню, тематическому разнообразию.
По словам народного художника Сергея Ткачева: «В живописных полотнах, графических листах, скульптурах — близкое дыхание сегодняшнего дня, жизнь, взятая в упор, пристально».
В скором времени, в 1976 году впервые в истории культурной жизни Орла и всей центральной части России организуется зональная молодежная выставка, в которой участвовали художники Белгородской, Брянской, Воронежской, Калужской, Курской, Липецкой, Орловской, Тульской областей. Главным достоинством их произведений было «чувство обаяния края».
Активная деятельность художников старшего поколения В.З. Симакова, М.С. Хабленко, И.Н. Лучининой, творчество Г.Д. Калмахелидзе, Н.Я. Силаева, М.А. Шураева сделали орловскую графику заметным явлением в изобразительном искусстве Российской Федерации, придали ей остроту и публицистичность, оригинальность, высокий профессионализм. Они пробудили у молодых художников жажду поиска, интерес к рисунку, акварели, ко всем формам печатной графики.
В дальнейшем графический цех пополнился новыми именами. В 1980-1990-е годы в Союз пришли Э.И. Галактионов, М.К. Никифоров, Л.Н. Парицкая, Ю.М. Черкасов, А.В. Кузнецов, В.И. Лебедев, Л.Н. Потапов, В.А. Родионов, О.С. Тучнина, А.А. Шевченко.
В 1980-е годы в коллектив пришли новые молодые художники:
  • живописцы В.Г. Верижников, О.М. Душечкина, Н.В. Жатов, А.Г. Костянников, Ю.А. Пологов, В.Я. Романенко, Ю.М. Тимоничев;
  • художники-монументалисты В.В. Лупачев;
  • графики А.В. Кузнецов, В.И. Лебедев, Л.Н. Потапов, Л.В. Потапова, В.А. Родионов, О.С. Тучнина;
  • скульпторы В.Ф. Михеев, В.И. Охохонин;
  • художники театра Л.Е. Жмакина, О.И. Иванова;
  • художники-прикладники Т.С. Блинова;
  • художники-проектанты М.Е. Долгонос, В.Н. Щербатенко.
В 1981, 1992 годах состоялись юбилейные отчетные выставки в Москве и Санкт-Петербурге.
За семь десятилетий создана впечатляющая художественная летопись Орловского края, охватывающая его прошлое и настоящее, повествующая о современниках, вдохновенно рассказывающая о красоте земли орловской.
 
Значительными событиями на рубеже эпох стали созданные народным художником СССР А. Курнаковым диорамы. Одна диорама «Прорыв обороны немецко-фашистских войск на Орловском плацдарме в июле 1943 года» (1983) была посвящена 40-летию освобождения Орла от фашистских оккупантов. Другая – отразила события, происходившие на территории Орловского края в период Гражданской войны 1918–1919 годов (2009).
Эти монументальные произведения составили важную часть Орловского военно–исторического музея и вписали еще одну примечательную страницу в искусство диорамы.
Исторические события от Древней Руси до наших дней нашли отражение в произведениях Н.Я. Силаева, А.Г. Костянникова, Г.Д. Калмахелидзе, В.М. Неделина, В.М. Ромашова, Л.Н. Потапова, А.Л. Мазина.
 
Успешно развивается как станковая, так и монументально-декоративная скульптура.
В увековечивании памяти уроженцев Орловского края: писателей, поэтов, композиторов, ученых, историков, деятелей культуры, полководцев внесли свою лепту орловские скульпторы В.П. Басарев, Б.Д. Бологов, Л.М. Бугай, Г.И. Салова, В.Ф. Свеженцев, В.И. Охохонин, В.Ф. Михеев, Д.В. Басарев, Г.А. Князева.
В городе и области на исторических местах установлены памятные доски и знаки, мемориальные стелы, памятники и портретные бюсты героям-воинам, защищавшим орловскую землю. Орловские художники поставили перед собой благородную цель – запечатлеть облик прославленных земляков, великих людей Орловского края, ставших духовным примером, национальной гордостью народа.
 
Разнообразна портретная галерея, созданная орловскими живописцами, графиками и скульпторами. Это не отвлеченные герои, а реальные люди, на которых, как говорится, «земля держится»: рабочие и сельские труженики, представители интеллигенции, все те, кто своей жизнью и делом утверждал высокие нравственные принципы.
В 1990-2000-е годы орловскими художниками была создана при Орловском отделении Союза работников культуры Народная галерея Славы, которую составили портреты ветеранов Великой Отечественной войны 1941–1945 годов. 
 
Особое место в искусстве Орловской области занимает тема, связанная с творчеством И.С. Тургенева, Н.С. Лескова, И.А. Бунина, Л.Н. Андреева и многих других. Литературное наследие писателей-орловцев помогает художникам всесторонне исследовать истоки и корни национальной самобытности русской культуры.
Обращаясь к мотивам, воспетым великими мастерами слова, они стремятся переосмыслить то вечное, постоянное и неизменное, что составляет духовную основу русского искусства.
 
В творчестве орловских художников пейзаж является одним из излюбленных жанров. Природа края во многом сохранила свой исторический облик, и в этом ее притягательная сила.
Взволнованное и проникновенное восприятие природы Орловского края ярко выразилось в живописных пейзажах А.И. Курнакова, В.А. Алексеева, в лиричных картинах И.Г. Степанова, В.А. Дудченко, Г.В. Дышленко, М.И. Лапшова, Л.Н. Былинко, К.В. Былинко, В.Г. Верижникова, Ю.А. Козленкова, Г.А. Пивня, С.И. Прокопова, В.Я. Романенко, Ю.А. Арбузова, Н.В. Жатова, В.А. Родионова, Н.И. Рымшина, В.П. Уварова, А.С. Хворостова.
Их произведения наполнены глубоким человеческим содержанием, в которых угадана и тональность чувств современников.
 
В новом десятилетии сложилась система региональных пленэров, на которых активно участвую и орловские художники. За последние годы на основе таких поездок были созданы пейзажи Л.М. Алексеевой, О.А. Сорокиной, М.В. Васильевой, О.М. Душечкиной, В.Н. Ефимовым, И.К. Костомаровым, А.В. Кузнецовым В.И. Лебедевым, Д.А. Майоровым, В.И. Паниным, Я.В. Патокиной, А.Н. Плешковым, А.А. Полукаровым, С.В. Свеженцевой, Л.С. Топоровой.
Свою интонацию нашли в этом многоголосом хоре А.В Блохин, Г.Н. Миночкин, Л.В. Монаков. А.С. Никитин, Н.М. Сорокин-Кондауров, запечатлевшие пейзажи районных городков Орловской области.
Орловские художники успешно выступили на Всероссийских выставках пейзажа «Образ Родины», которые прошли в Орле (1998), Кирове (2002), Вологде (2006), многие стали лауреатами этих выставок.
 
Не обходят своим вниманием живописцы, графики и жанр натюрморта. Возросший на рубеже эпох интерес к предметной среде позволил им расширить арсенал изобразительных приемов и обогатить палитру эмоционального звучания.
Областные выставки последних лет, посвященные натюрморту, показали, сколь полнокровно может рассказать этот жанр о жизни человека, сколь красочен и многообразен мир, окружающий его.
Красноречивым тому свидетельством являются натюрморты Г.Д. Калмахелидзе, Л.Е. Жмакиной, О.И. Ивановой, С.Н. Крючкова, В.В. Лупачева, Н.Н. Никифорова, Р.В. Осипова, Л.Н. Парицкой, В.М. Ромашова, М.М. Галактионовой, Ю.Н. Шатохина.
 
Театрально-декорационное искусство продолжают развивать Л.Е. Жмакина и О.И Иванова. Разработанные ими макеты, эскизы костюмов к спектаклям реализовывались на сценах орловских и других российских театров.
 
Орел – город музеев. Орловские художники постоянно привлекаются к разработке новых экспозиций и созданию тематических выставок.
Благодаря деятельности монументалистов В.В. Анисимова, Н.Я. Силаева, В.В. Лупачева, С.Я. Демина и Л.С. Деминой (Пономаренко), В.И. Карева; А.Г. Костянникова, Г.А. Кружилина, А.С. Никитина, Ю.М. Тимоничева; художников-проектантов В.Н. Блинова Т.С. Блиновой, Г.Г. Гееца, М.Е. Долгоноса, А.П. Олейникова, В.В. Олейниковой, Ю.М. Черкасова, В.Н. Щербатенко и ряда других кардинально изменился эстетический облик города Орла, районных центров и поселков области, постоянно осуществляется художественная организация пространственной среды различных учебных, общественно-культурных учреждений. 
 
Неотъемлемой частью современной художественной культуры и изобразительного искусства Орловского края является декоративно-прикладное искусство.
Ж.А. Травинская приложила немало сил для возрождения орловского гончарного промысла. Она много экспериментирует в декоративной и изобразительной керамике. Пластические и фактурные возможности материала обогащает живописными средствами, вводит цвет, роспись по керамике.
Отталкиваясь от народных традиций, сложившиеся в Орловском крае, использует в современных по форме изделиях орнаменты «орловского списа». Творчество Т.С. Блиновой и В.В. Олейниковой способствовало развитию искусства батика, текстильного коллажа. Примечательно, что их декоративные композиции охватывают большое культурное пространство. В работах встречается целый калейдоскоп греческих, венецианских, испанских, немецких мотивов, которые перекликаются с живописными импровизациями мотивов славянской мифологии, русской поэтической лирики.
Для изобразительного искусства Орловского края, в особенности для декоративно-прикладного искусства свойственно взаимодействие с народным искусством, с традициями художественных промыслов, сформировавшихся еще в дореволюционное время.
Такие старинные виды ремесел, как вышивка, кружевоплетение, ткачество, лоскутное шитье, гончарное дело, глиняная игрушка, резьба по дереву, плетение из лозы, кукольный промысел на рубеже ХХ-ХХI веков обрели второе дыхание и продолжают развиваться в Орловском крае.
Ярким тому примером служат тканные изделия народного мастера В.В. Демичевой, которая сумела восстановить старинную технологию ткачества и на этой основе делает оригинальные реконструкции народных костюмов Орловского края.
В.И. Кулагин обращается к истокам искусства древнерусской деревянной резьбы, создает для орловских храмов резные иконы.
Важной составляющей гончарного промысла в Орловском крае было изготовление глиняной игрушки. Свою лепту в развитие плешковской и чернышинской игрушки внесла народный мастер России Н.Н. Фролова. Она сумела привнести свое, расширила типологию и содержание традиционной орловской глиняной игрушки.
 
Орловское отделение Союза художников постоянно расширяет творческие контакты как с Союзами художников соседних городов России, так и с зарубежными странами. Регулярно происходит обмен выставками произведений орловских и финских художников, их экспозиции периодически разворачивались в Орле и Нокиа (1979, 1989, 2004).
Установилась интересная форма работы с болгарским городом-побратимом Разградом. В 1978 году были приглашены в Болгарию на Международный пленэр живописцы Г.В. Дышленко и Ю.А. Козленков, в 1982 году И.Г. Степанов и В.В. Анисимов, выставки которых экспонировались в болгарских городах Исперихе и Разграде.
В свою очередь, в 1983 году вместе с орловскими художниками Г.В. Дышленко, Н.И. Рымшиным работали в Орле и Спасском-Лутовинове болгарские живописцы Димитр Арнаудов, Здравко Батембергский, Васил Карадимов и Стефан Цонев.
Итогом творческого содружества явились групповые выставки произведений, состоявшиеся в Орле (1979, 1983).
В 1989 году наладилось творческое сотрудничество и с западногерманским городом-партнером Оффенбахом-на-Майне.
Весной 1989 года в выставочном зале экспонировались произведения из собрания «Ателье под крышей», а зрители Оффенбаха могли в июне этого же года видеть живопись и графику орловских художников.
В конце 1990-х–начале 2000-х годов особенно активизировались и укрепились связи орловских художников с Германией, Нидерландами. Неоднократно в этих странах свои произведения показывали на совместных и персональных выставках В.Н. Блинов, Т.С. Блинова, О.М. Душечкина, В.Г. Костянников, А.В.Кузнецов, В.В. Лупачев, В.В. Олейникова, Н.Я. Силаев, Ю.М. Черкасов.
Совместное сотрудничество, культурные обмены, организация выставок позволяют ближе познакомиться с искусством наших европейских соседей, расширяют представление и о современном искусстве.
 
Первое десятилетие ХХI века изобиловало юбилейными выставками.
В 2004 году успешно прошла выставка, посвященная 40-летию Школы изобразительных искусств и народных ремесел.
В 2007 году была организована аналогичная выставка, показавшая лучшие работы художников-педагогов и учащихся Областной Детской художественной школы №2 за тридцать лет своей деятельности.
В 2007 году прошла юбилейная выставка работ преподавателей и выпускников Орловского художественного училища.
В апреле 2008 года это училище было представлено в Москве в проекте «Тихая провинция» - «Орловское художественное училище. О.А. Сорокина и студенты» на Московском Международном салоне «ЦДХ-2008».
В декабре 2009 года была организована большая выставка, посвященная 50-летию создания Орловского художественно–графического факультета Орловского государственного университета. Эта выставка наглядно показала результативность педагогической методологии системы художественного образования, сложившейся в Орловском крае.
В мае 2007 года впервые в истории изобразительного искусства Орловского края была проведена большая выставка «Орловский эстамп. Ученик. Студент. Художник»,где была представлена печатная графика орловских художников, студентов и учащихся за пятьдесят лет.
В 1990-е–2010-е годы состоялись персональные юбилейные выставки фактически всех художников старшего и среднего поколений, которые стали настоящей школой для молодых художников и студентов. На основе этих выставок устраивались встречи школьников и студентов с живописцами, графиками, скульпторами, художниками-прикладниками, организовывались мастер-классы. 
 
К сожалению, в рядах Орловского Союза художников все меньше остается мастеров старшего поколения. Творческая организация старается сохранить в памяти подрастающих поколений имена ушедших современников, посвящает им ретроспективные монографические выставки.
Орловская организация прилагает немало сил, чтобы подготовить достойную смену. Она старается привлекать выпускников художественных вузов и училищ, полнее использовать резервы молодежной секции. Систематически устраиваются молодежные весенние и осенние выставки, организуются поездки в разные районы области.
 
В первом десятилетии нового столетия заметно активизировалась деятельность молодых художников. Многие из них стали лауреатами как отечественных, так и международных выставок. Произведения Д.В. Басарева, М.В. Васильевой, С.П. Грецова, Д.С. Косенкова, Д.А. Майорова, В.И. Панина, Я.В. Патокиной, А.Н. Плешкова, Ю.Н. Шатохина, Т.А. Шишковой, экспонировавшиеся на всероссийских конкурсах–выставках отмечались Дипломами и Почетными грамотами Союза художников России.
Возглавляет молодежную секцию талантливый художник Яна Патокина.
Многие имена художников, стоявших у истоков современного изобразительного искусства Орловского края, стали достоянием истории. Идущие за ними, помня заветы своих наставников, продолжают развивать лучшие традиции творческого коллектива и стараются передать свой опыт и мастерство новым поколениям. 
Молодые художники, отдавая должное достижениям своих учителей, прокладывают свой путь и также заботятся о преемственности всего лучшего, что было накоплено за семь десятилетий творческой деятельности.
 
Можно с полной уверенностью сказать, что за семь десятилетий сложился яркий, самобытный творческий коллектив, искусство которого является неотъемлемой частью современного искусства России. Орловское отделение Союза художников России вступает во второе десятилетие ХХI века. Каким оно будет, покажет время. Творческий коллектив создал богатое культурное наследие, подготовил молодую профессиональную смену, что и дает надежду на будущее созидание.
 
Статью подготовила Рымшина Т.А.