6 мая 2015 г. в г. Орле состоялось открытие областной художественной выставки, посвященной 70 -летию Победы в Великой отечественной войне.
Выставка наглядно свидетельствует, насколько очевиден интерес художников к отечественной истории, к этим далёким, но, в то же время близким военным событиям, коснувшимся, наверное, каждого из нас.
Выставка «70 лет ВЕЛИКОЙ ПОБЕДЕ» полностью оправдывает своё название, она получилась действительно тематической, здесь почти нет работ только косвенно или приблизительно отражающих тему. Даже пейзажи и натюрморты остро и эмоционально раскрывают тематику выставки.
А это означает, что такой отрезок нашей истории как Великая Отечественная война актуален по сей день и вызывает большой интерес у художников, писателей, режиссёров. Это понятно и закономерно - ещё живы воспоминания и очевидцы тех страшных лет, нет ни одной советской, российской семьи, на которой не остался бы отпечаток железного сапога войны. Нанесённые этой невиданной по жестокости и разрушительной силе войной раны оказались так глубоки, что не затянутся ещё очень долгое время. Тем более, что политическая обстановка настоящего времени вновь заставила нас вспомнить о патриотизме, о необходимости защиты родной земли.
Открывают экспозицию рисунки художника – ветерана войны Алексеева В. А. Эти работы – портреты однополчан и пейзажные зарисовки представляют сегодня большую ценность, являясь прямыми свидетелями и хранителями событий военных лет.
Отрывок из семейной летописи рассказывает зрителю полотно «Детство отца. Год 1941» заслуженного художника России Костяникова А.Г. Это и личная история отдельного человека, и история всех тех людей, чьё детство пришлось на тяжёлое военное время. Главный герой картины – мальчик (отец художника), которому трудно осознать, что светлая пора детства так внезапно закончилась и началась совсем другая суровая взрослая жизнь. На лице ребёнка застыла тревога и неопределённость, в глазах тоска и навернувшиеся слёзы – семья вынуждена покинуть дом - родовое гнездо, а мать и отец отныне навсегда разлучены войной. Художник добился предельно яркого эмоционально – образного решения холста. Общий колорит картины, построенный на тёмных, напряжённых красках в сочетании с тревожными сполохами светлых пятен, ещё более усиливает драматизм сюжета.
Выразителен и символичен женский портрет «Письмо» кисти Сорокиной О. А. Изображённая женщина с треугольным письмом-похоронкой в руках одновременно олицетворяет собой Родину-мать и вызывает ассоциации с образом скорбящей Богородицы.
Тема судьбы и подвига женщины в военные годы не оставила равнодушным и Кузнецова А. В. Женские образы его картины «Опалённые войной» решены в монументально-героическом ключе. Героини полотна уже не хрупкие создания - на их плечи легли все тяготы тыла, они как- будто стали стеной, живым щитом, заслонившим родную землю от врага. Их лица, полные решимости, тревожно – сосредоточенные, озарены пламенем приближающегося фронта.
Очень интересна графическая серия «Наше дело правое» народного художника России Калмахелидзе Г.Д. Листы серии посвящены людям, олицетворяющим силы, которые вместе, объединившись, отстояли мир и жизнь на земле. Это солдат, верховный главнокомандующий и труженик тыла – кузнец.
На выставке во множестве представлены портреты ветеранов – участников войны, победителей. Все портретные работы в экспозиции отличаются добротным, качественным, реалистическим исполнением – живописным и графическим. С портретов Хабленко М.С., Овсиенко В.И., Блинова В.Н., Патокиной Я.В. на нас смотрят обыкновенные русские люди. Они мужественны и добры, их лица светятся простотой и мудростью одновременно, но их ордена и медали красноречиво говорят о том, что перед нами герои, которым досталась миссия невероятно тяжкая и великая – они спасли человечество от страшного зла, имя которому фашизм. О тех, кто не вернулся с войны, о трагедии преждевременно оборванной молодой жизни повествуют работы Косенко Н. А. «Васильки» и Патокиной Я.В. «Возвращение».
Работа заслуженного художника России скульптора Михеева В.Ф. посвящена несгибаемому характеру русского солдата. Человек, пройдя войну, не сломался, несмотря ни на что нашёл в себе силы жить дальше и радоваться жизни. Лаконичными, но точными и выразительными художественными средствами автор сумел передать самую суть достаточно сложного замысла.
Вызывает интерес обращение авторов к жанру натюрморта, к непростому и необычному прочтению темы через мир вещей. Натюрморты на выставке можно разделить на два типа - одни из них решены как образы эпохи, символы военного времени, другие как воспоминания о войне. Здесь нельзя не упомянуть работу Анисимова В.В. »Воспоминания», - философский натюрморт-посвящение погибшему на фронте художнику.
Философски-символическим подходом к раскрытию темы отличаются натюрморты Кузнецова А.В., Семёновой М.Е., Васильевой М.В., Шатохина Ю.Н., Топоровой Л.С., Дёминой Т.С., Ставцевой А.М.
Отдельного внимания заслуживают представленные в экспозиции пейзажи.
Удивителен по силе эмоционального воздействия и трагического предчувствия пейзаж Костомарова И.К.»1941год под Орлом», где огромное чёрное ночное небо над спящей деревней рассекает луч падающей звезды – предвестника беды.
Название работы Симакова С.В. «Освобождённая земля» говорит само за себя. Весной тает снег на полях, земля освобождается от сковавшей её брони снега и льда, и обнажаются шрамы и отметины былых боёв, оставленные взрывами снарядов.
Пейзаж Сорокиной О.А. «На границе» напоминает нам о связи времён, о вновь возникшей военной опасности и готовности защищать Родину уже в наши дни. Работа написана в 2014г. на границе Белгородской и Луганской областей как раз в разгар военных действий в Новороссии. На границе клубятся грозные тучи, готовые поглотить мир и погрузить его во тьму, но на пути у них мощной твердыней как-будто из самой земли вырастает монастырь со стражем-монахом у ворот. Светящееся окошко монастырского храма оставляет зрителю надежду на то, что свет веры, добра и разума никогда не угаснет и в конечном итоге разгонит сгущающийся мрак.
Защите северных рубежей нашего отечества посвящена работа Комова А.В. «Изборск. Старая башня». Этот пейзаж очень близок по содержанию и настроению полотну «На границе».
Выставка объединила три поколения художников – её участниками стали и ветераны, и мэтры, и молодые члены СХ. Выставка позволяет проследить, как со временем меняются выбранные художниками сюжеты, их трактовка, способы решения темы, как каждое из трёх поколений по-своему видит и воспринимает Великую Отечественную войну. Но, в то же время, очевидно главное – понимание художниками общих гуманистических идеалов и ценностей остаётся неизменным.
Васильева М.В.
Член ОРО ВТОО «Союз художников России»