Определены итоги второй выставки-конкурса «Прохоровское поле»
7 июня 2013г. состоялось одно из самых значимых событий в текущей культурной жизни Белгородчины — открытие II Международной выставки-конкурса на соискание премии «Прохоровское поле» в области изобразительного искусства.
Экспозиция конкурсных работ развернулась на двух площадках: в выставочном зале Белгородского государственного художественного музея и выставочном зале «Родина», где в общей сложности представлено более 300 работ живописи, графики, скульптуры, декоративно-прикладного и храмового искусства.
Соответственно пяти видам изобразительного искусства учреждены пять денежных премий в размере 75000 рублей каждая. Название конкурса определяет и объясняет задачи, которые поставлены учредителями и организаторами и прописаны в положении премии — стимулировать развитие тематического жанра, где поднимаются вопросы нравственности, патриотизма, национальной гордости, воинской чести и преданного служения своему народу и Отечеству.
Количество художественных работ на военную тему в последние два десятилетия значительно сокращается в виду своей невостребованности со стороны основной части заказчиков и покупателей. Ведь совершенно логично, что мало кто захочет украсить свой кабинет, квартиру, дом картинами на тему войны или социальных проблем и невзгод.
А вот натюрморт с яркими фруктами, цветами, портрет близкого человека, морской пейзаж — это совсем другое дело! Коллекционеров же и музеев, которые занимаются комплектованием «темы», оказывается не так много, а тем временем отечественное изобразительное искусство ещё со времен передвижников было глубоко социальным, и жанр тематической картины всегда занимал лидирующие позиции.
Таким образом, на выставке-конкурсе «Прохоровское поле» аккумулируются художественные работы духовной, исторической, социальной философской направленности, и конкурс призван стимулировать творчество художников по этим важнейшим направлениям.
На открытие выставки в Белгород приехали многие участники конкурса со своими семьями, друзьями, ценителями искусства. В выставочных залах из-за большого скопления людей едва ли можно было внимательно ознакомиться с экспонатами, а эмоциональное оживление выражалось в стойком гуле голосов, который не прекращался и не уменьшался как до официальной церемонии открытия, так и после неё. Все делились впечатлениями, живо обсуждали и анализировали работы. И это понятно!
На официальной части открытия выставки-конкурса «Прохоровское поле» с приветственным словом выступили заместитель начальника департамента внутренней и кадровой политики области — начальник управления культуры Белгородской области Сергей Иванович Курганский, начальник управления культуры администрации города Белгорода Андрей Александрович Колесников, а также были представлены члены жюри конкурса.
В его состав вошли художники разного профиля, галеристы и искусствоведы из Москвы и Белгорода. Среди них — живописец, народный художник РФ Полотнов Валерий Павлович, скульптор, народный художник РФ, действительный член Российской академии художеств Правоторов Геннадий Иванович, прикладник, заслуженный художник РФ Чибисов Николай Петрович, галерист, заслуженный художник РФ, заслуженный работник культуры Московской области, академик Петровской академии наук и искусств Беглов Александр Иванович.
В состав жюри также были включены белгородцы — заслуженный работник культуры РФ Лесовой Петр Васильевич, живописец, член Союза художников РФ Дымов Станислав Федорович, искусствовед, заместитель директора по научно-исследовательской и выставочной работе Белгородского государственного художественного музея Свиридова Наталья Владимировна.
Выставка-конкурс на соискание премии «Прохоровское поле» в области изобразительного искусства проходит в Белгороде уже второй раз, и поэтому есть с чем сравнить. В этом году в творческом соперничестве участвуют 194 (!) художника из Курска, Орла, Воронежа, Брянска, Липецка, Тамбова, Железногорска, Санкт-Петербурга, Белгорода, Старого Оскола, а также из городов Украины — Харькова, Луганска, Сум.
Как и в прошлый раз, значительный объём конкурсных работ — это живопись, и эти произведения в основном своём составе экспонируются в выставочном пространстве Художественного музея. Но, как отметили организаторы, несравнимо шире и разнообразнее в этот раз представлена скульптура, а вот в номинации «декоративно-прикладное искусство» работ, в сравнении с первой выставкой, оказалось существенно меньше, что отчасти объясняется спецификой конкурса и его узкой тематической направленностью, которая не характерна для данного вида изобразительного искусства.
На церемонии открытия выставки многие художники говорили о том, что в этот раз конкурс получился более разнообразным. Так, курские художники Дайбов Владимир Александрович и Глюдза Юрий Степанович отметили, что в живописи и скульптуре представлено больше не только сюжетных работ, но и стилистического разнообразия.
К примеру, скульптурные работы представлены в технике резьбы по дереву, ковки, сварки, выколотки, шамота, чугунного и бронзового литья: это станковая скульптура, макеты монументальных композиций, плакетки, скульптура малых форм.
Основная часть конкурсных экспонатов — это работы, выполненные в традициях русской и советской реалистической школы. Поэтому в живописи большим декоративизмом в цвете, условным решением форм очевидно отличаются работы украинских художников И. Гапоченко, А. Садовского, курских художников В. Дайбова, Ю. Глюдзы, С. Ечиной, липецкой художницы Л. Скаргиной, белгородского художника Ю. Болотова и других.
Как и в прошлом конкурсе, преобладающее число работ на нынешней выставке тем или иным образом затрагивают тему Великой Отечественной войны — это работы от батальной сцены танкового сражения до психологических и характерных портретов ветеранов ВОВ, солдатских матерей.
Поэтому обращают на себя внимание работы «Беженцы» О. Шаповал из Воронежа и «Железный век России» И. Несветайло из Санкт-Петербурга, которые берутся за осмысление и собственное выражение более близких нам драматических событий в новейшей истории России.
Работают художники и над собирательным образом русского воина, которого чаще видят или в образе Пересвета, или Георгия Победоносца. И если образ Пересвета вопросов не вызывает, то трансформация солдата в Георгия в представленных работах не решена.
Также нужно отметить, что если в прошлом конкурсе в номинации «графика» за премию могли бороться сразу несколько работ, и соревновательный накал был очевиден, то в этом конкурсе борьбы не получилось, как, впрочем, и в номинации «иконопись», которая пока остаётся самой проблемной в смысле количественного числа участников и качественного состава работ.
Казалось бы, данный факт удивителен, ведь храмовое искусство — одно из самых развивающихся и востребованных в современной России. В этой сфере задействовано большое число опытных и молодых художников, и именно высокий спрос и объясняет отсутствие работ в конкурсе — большинство станковых икон создаётся сразу «под заказ», и большинство иконописцев элементарно не имеют в наличии работ.
По объективным причинам малочислен и состав раздела декоративно-прикладного искусства, но, тем не менее, здесь собрался ряд работ конкурентного уровня с высоким качеством исполнения и оригинальным авторским решением — это панно Владимира Тельных (г. Курск), а также белгородских художников: лоскутное панно Г. Аксёновой, деревянные игрушки В. Аксёнова, авторские художественные ножи В. Воробьёва.
На следующий после открытия выставки день состоялось заседание жюри, на котором были определены финалисты конкурса. Ими стали 31 художник из Белгорода, Брянска, Воронежа, Липецка, Курска, Луганска, Сум, Орла, Тамбова: 18 человек в номинации «Живопись», 5 человек в номинации «Графика», 3 человека в номинации «Декоративно-прикладное искусство», 5 человек в номинации «Скульптура» и 1 человек в номинации «Храмовое искусство». Среди финалистов в общей сложности оказалось 9 белгородских художников, что, безусловно, является для нашей области высоким показателем.
В очередной раз жюри решило премию в номинации «Храмовое искусство» не присуждать в виду невысокого художественного уровня конкурсных иконописных работ и отсутствия очевидного лидера.
По итогам судейской и аналитической работы жюри победителями стали:
· в номинации «Живопись» — А. Костяников с картиной «Васильки для прадеда» (г. Орёл) и С. Ишков с картиной «Отец» (г. Брянск);
· в номинации «Скульптура» — Н. Криволапов за портрет русского писателя-патриота А. Фета (г. Курск);
· в номинации «Графика» — С. Кондрашёв за работу «За Русь Святую. Пересвет и Ослябля» (г. Луганск);
· в номинации «Декоративно-прикладное искусство» — Г. Аксёнова за триптих «Молитва о России» (г. Белгород).
Таким образом, денежные премии, предусмотренные положением о выставке-конкурсе «Прохоровское поле», отправятся в четыре области России и одну область Украины.
В заключение хотелось бы ещё раз отметить, что из всей широкой художественной панорамы современной России, основное ядро участвующих в конкурсе авторов — это работающие в традициях русской и советской реалистических школ художники.
На их фоне такие работы как экспрессионистическая скульптура В. Воробьева «Подвиг», О. Прокопчук «Лихолетье», А. Митрягина «Непокорённый», картины В. Дайбова «Поле» и Л. Скаргиной «Сирень» выглядят на выставке скорее исключением из общей экспозиции конкурса.
Общий же рост числа участников и тематического разнообразия работ свидетельствует о том, что конкурс набирает популярность, расширяется его известность, растёт статусность. И лучшие времена выставки-конкурса «Прохоровское поле» в области изобразительного искусства ещё впереди!